Сегодня Международная комиссия юристов (МКЮ) выразила обеспокоенность в связи с тем, что в последнее время российские следственные органы принимают попытки воспрепятствовать работе адвоката Георгия Антонова.
Следственные органы подвергли адвоката допросу в качестве свидетеля по делу его подзащитного, отстранили от ведения дела, возбудили уголовное производство в его отношении, обыскали жилище и изъяли у адвоката ряд юридических документов.
МКЮ обеспокоена тем, что перечисленные действия представляются запугиванием адвоката, в нарушение национального законодательства и международного права и норм, касающихся независимости юристов.
Организация призывает российские власти воздержаться от каких-либо действий в будущем, которые могут составить вмешательство в надлежащее осуществление адвокатом Антоновым своих профессиональных обязанностей, прекратить уголовное производство в его отношении, вернуть изъятые документы и восстановить его в качестве защитника по делу, от ведения которого он был отстранён на основании отвода.
Действия следственных органов связаны с защитой двух доверителей Георгия Антонова: генерала Дениса Сугробова и генерала Бориса Колесникова из Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел.
Сообщается, что в рамках расследования по делу о коррупции, возбуждённому в отношении генералов, генерал Колесников покончил с собой во время допроса 16 июня 2014 г.
19 мая 2014 г. следователь по делу генералов Сугробова и Колесникова вынес постановление о допросе адвоката Антонова по данному делу, поскольку «при расследовании уголовного дела появились законные основания для допроса адвоката Антонова Г.Б. в качестве свидетеля, поскольку […] ему могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для расследования и рассмотрения уголовного дела […]».
Вынесение данного постановления вошло в прямое противоречие с гарантиями, предоставленных адвокатам на основании Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» (часть 2 статьи 8), а также Уголовно-процессуального кодекса (пункт 2 части 3 статьи 56), которые запрещают допрос адвоката в качестве свидетеля по делу, по которому он оказывает юридическую помощь.
Более того, тот же закон обязывает адвоката воздерживаться от дачи свидетельских показаний в отношении сведений, ставших ему известными в связи с выполнением своих профессиональных обязанностей.
Вопреки положениям закона, суд отклонил жалобу на постановление о допросе адвоката в связи со сведениями, предоставленными ему подзащитным.
Кроме того, на следующий день после допроса, на котором адвокат отказался отвечать на поставленные вопросы, тот же следователь использовал постановление о допросе в качестве предлога для отвода адвоката «в связи с допросом адвоката в качестве свидетеля».
По словам адвоката, 6 июля в его отношении было возбуждено уголовное дело в связи с разглашением доказательств, связанных с расследованием, ввиду его интервью и жалоб, направленных в государственные органы.
15 июля сотрудники Следственного комитета Российской Федерации провели обыск в квартире адвоката, угрожая применить электропилу, чтобы выломать входную дверь.
Были изъяты адвокатские досье, компьютер, мобильный телефон и оригиналы печатных документов адвоката.
МКЮ подчёркивает, что в соответствии с международными обязательствами по обеспечению права на справедливое судебное разбирательство и международными стандартами, касающимися независимости юристов, государства обязаны защищать адвокатов от всех форм запугивания, включая запугивание посредством возбуждения формальных процедур в отношении адвокатов в связи с выполнением ими своих обязанностей.
Основные принципы ООН, касающиеся роли юристов, предусматривают, что адвокаты должны иметь возможность «выполнять свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства».
Кроме того, государства должны обеспечить, чтобы адвокаты «не подвергались судебному преследованию или судебным, административным, экономическим или другим санкциям за любые действия, совершенные в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, нормами и этикой». В отсутствие такой защиты право клиентов адвоката на справедливое судебное разбирательство подвергается серьёзной угрозе.
МКЮ далее подчёркивает, что адвокатская тайна является существенным условием защиты права на справедливое судебное разбирательство.
Исполнительные органы власти должны соблюдать конфиденциальность переписки адвоката с клиентом и документов, находящихся у адвоката, а досмотр и изъятие документов адвоката могут составить нарушение международно-правовых обязательств государства по обеспечению права на справедливое судебное разбирательство, а также права на защиту частной жизни.
Кроме того, каждый адвокат имеет право отказаться от дачи показаний, если это нарушает адвокатскую тайну.
МКЮ призывает компетентные органы Российской Федерации обеспечить соблюдение прав адвоката Антонова и его подзащитных, а также предупредить любые попытки воспрепятствовать его адвокатской деятельности.
МКЮ продолжит наблюдение за делом.
Контакты:
Роушин Пиллей, директор Региональной программы МКЮ по Европе, roisin.pillay(a)icj.org
Тимур Шакиров, правовой советник Региональной программы МКЮ по Европе, temur.shakirov(a)icj.org
Russia-Prosecution Lawyer_Antonov-news-press release-2014-rus (полный текст на русском, PDF)