Кыргызская Республика: отстранение адвоката от дела сотрудником правоохранительных органов без согласия подзащитного нарушает международное право

Apr 20, 2015 | Новости, Статьи

МКЮ обеспокоена сообщениями о том, что сотрудник правоохранительных органов попытался отстранить адвоката от дела против воли подзащитного, в нарушение права на справедливое судебное разбирательство и международных стандартов, касающихся независимости и роли юридической профессии.

Сообщается о том, что Aзамат Учкемпиров, следователь ОВД города Каракол, вынес постановление об отводе адвоката Нуркыз Асановой, которая представляет интересы Ишена Абдрашева.

МКЮ выражает особую обеспокоенность в связи с тем, что адвокат Асанова отстранена от защиты клиента, который жалуется на пытки со стороны сотрудников милиции во время содержания под стражей, а также на то, что впоследствии на протяжении полутора месяцев его удерживали в доме одного из сотрудников милиции, где заставляли выполнять различные (неоплачиваемые) работы.

29 декабря 2014 года Ишен Абдрашев при помощи адвоката Асановой обжаловал данные нарушения, и по его заявлению было возбуждено уголовное дело.

В настоящее время следствие уже завершено и дело находится на стадии рассмотрения судом.

3 апреля 2015 года Абдрашеву было предъявлено обвинение в грабеже, совершение которого он отрицает.

Адвокат Асанова осуществляет защиту Абдрашева и по данному делу.

14 апреля следователь Учкемпиров, несмотря на возражения Абдрашева, вынес постановление об отводе адвоката на том основании, что она якобы препятствует проведению расследования по делу.

С точки зрения кыргызского законодательства, следователь не обладает полномочиями по вынесению таких постановлений.

В соответствии с международными стандартами, такое постановление в любом случае может быть вынесено только органом, обладающим надлежащей независимостью, по итогам проведения предусмотренной законом и справедливой проверки, которая явно отсутствовала в настоящем деле.

Так, в соответствии с Основными принципами ООН, касающимися роли юристов, «(н)и один суд или административный орган, в котором признается право на адвоката, не отказывается признавать права юриста отстаивать в суде интересы своего клиента, за исключением тех случаев, когда юристу было отказано в праве выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с национальным правом и практикой и в соответствии с настоящими принципами» (Принцип 19).

Это важная международно-правовая гарантия права каждого лица пользоваться услугами адвоката по собственному выбору, которое защищается Международным пактом о гражданских и политических правах и признается Основными принципами ООН.

Принципы также закрепляют, в дополнение к праву на справедливое судебное разбирательство, предусмотренному Пактом, что правительства обязаны обеспечить, чтобы юристы могли выполнять все свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от «угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства» и чтобы они могли беспрепятственно консультироваться со своими клиентами внутри страны и за ее пределами.

Постановление следователя должно быть признано незаконным, а право адвоката Нуркыз Асановой на защиту своего клиента, общение и свидания с ним должно всесторонне признаваться и соблюдаться.

Кроме того, власти обязаны принять меры, чтобы предотвратить незаконное вмешательство в право Ишена Абдрашева пользоваться услугами адвоката по собственному выбору в будущем.

Kyrgysztan-Lawyer Asanova_statement-News-web story-2015-RUS (полный текст, PDF)

Translate »