Российская Федерация: Ведущие юристы дают оценку контр-террористических мер и защиты прав человека

Feb 1, 2007 | Новости, Статьи

Члены Экспертной комиссии выдающихся юристов по проблемам терроризма, контр­терроризма и прав человека сегодня завершают свой визит в Москву.

Экспертная комиссия выдающихся юристов – это независимая группа, сформированная Международной комиссией юристов из виднейших специалистов в области права. Комиссия работает над глобальным исследованием, направленным на изучения и оценку влияния террора и борьбы с терроризмом на ситуацию с правами человека, международным гуманитарным правом и верховенством закона.

Московские слушания были десятыми слушаниями, которые Комиссия проводит в разных странах мира, чтобы подготовить и опубликовать осенью 2007 года глобальный доклад по вопросам терроризма, контр-террористических мер и прав человека. Слушания организованы Международной комиссией юристов и Специальным оргкомитетом российских неправительственных организаций, в который входят Независимый экспертно-правовой совет, Центр развития демократии и прав человека, Правозащитный центр «Мемориал», Центр «Демос», Нижегородский комитет против пыток и Московская Хельсинкская группа. Члены Комиссии выражают им особую благодарность за оказанную поддержку.

В Москве Экспертная комиссия выдающихся юристов была представлена бывшим Верховным Комиссаром по правам человека ООН Мэри Робинсон, Спецпредставителем Генерального Секретаря ООН по правозащитникам Хиной Джилани и судьей Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии Стефаном Трешелем. Они провели двухдневные публичные слушанья по проблемам терроризма и контр-терроризма в России, заслушав свидетельства ведущих юристов, ученых, депутатов Государственной Думы, представителей российских и международных организаций гражданского общества, а также граждан, затронутых проблемами терроризма и борьбы с терроризмом. У членов Экспертной комиссии также прошел ряд частных встреч с представителями Министерства юстиции, Председателем Комиссии Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, заместителем главы Комитета по правовым и судебным вопросам Совета Федерации, Председателем Совета по правам человека и развитию гражданского общества при Президенте РФ и с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Экспертная комиссия благодарит всех своих собеседников за сотрудничество.

При этом члены Комиссии глубоко сожалеют о том, что, несмотря на неоднократные усилия, не смогли обсудить очень серьезные проблемы, поднятые на публичных слушаниях, с представителями Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел, Федеральной службы безопасности и Генеральной прокуратуры, чтобы узнать их точку зрения на проблему ведения борьбы с терроризмом, оставаясь при этом в рамках законности.

Все выступавшие на слушаниях признали реальную и серьезную угрозу терактов в РФ и подчеркнули обязанность государства защищать граждан от этой беды. Многие из выступавших отметили серьезность произошедших в России терактов, в особенности событий в театре на Дубровке и в Беслане. Комиссия также заслушала свидетельства о развитии внутреннего конфликта в Чечне и на Северном Кавказе и о продолжающихся серьезных нарушениях прав человека участниками вооруженных групп.

Терроризм и противодействие терроризму оказывают глубокое воздействие на российское законодательство и правовую систему. Члены Экспертной комиссии узнали, в частности, о том кумулятивном воздействии, которое оказывают на права человека и законность закон о противодействии терроризму, поправки к закону об экстремизме и закону о СМИ, а также ограничение свободы организаций гражданского общества.

Эксперты назвали целый ряд проблем, вызывающих озабоченность в связи с законом 2006 г. «О противодействии терроризму», в том числе:

  • Широкая формулировка определения «терроризма» и «террористической деятельности», что может привести к неопределенности толкования законодательства при его практическом применении, а также новое положение об «оправдании терроризма», способное оказать парализующее воздействие на свободу слова и на открытое обсуждение проблем, связанных с терроризмом;
  • Широкие полномочия по установлению «режима контр-террористической операции» на большой территории и на неограниченный период времени с возможностью принимать меры, чреватые серьезными нарушениями прав человека в зоне контр-террористической операции без объявления чрезвычайного положения и без необходимых гарантий защиты от злоупотреблений;
  • Широкие полномочия руководителя контр-террористической операции по применению закона в отсутствие четких требований соблюдения принципов пропорциональности и необходимости и отсутствия эффективных внутренних и внешних механизмов контроля, которые защищали бы от нарушений прав;
  • Положения закона, способствующие безнаказанности нарушений прав человека при контр­террористических операциях.

Также вызывает беспокойство неясность в отношении масштабов возможных контр-террористических операций за пределами РФ и статус дипломатической неприкосновенности сотрудников спецслужб других государств, действующих на территории РФ в рамках Шанхайской организации сотрудничества.

Многие эксперты выразили обеспокоенность в отношении закона об экстремизме по причине содержащегося в нем туманного и слишком широкого определения «экстремизма», создающего возможности принятия избирательных и непредсказуемых мер в отношении политической и журналистской критики властей, особенно в связи с конфликтом на Северном Кавказе. Эксперты пояснили, каким образом закон оказывает парализующее воздействие на свободу слова, СМИ и организации гражданского общества. Совокупное воздействие закона об экстремизме, закона о СМИ и нового законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций было продемонстрировано на примере Общества российско-чеченской дружбы.

Члены Экспертной комиссии также слышали о растущем давлении государства на правозащитные организации и о высказываниях, выставляющих правозащитников врагами государства. Российские и международные правозащитные организации отметили, как трудно вести диалог с властями по проблемам прав человека в контексте борьбы с терроризмом и указали на усиление враждебного отношения к правозащитным организациям и международным правозащитным институтам и процедурам.

Члены Экспертной комиссии отмечают, что несмотря на существование конфликта в Чечне, в регионе не было объявлено чрезвычайное положение и Россия не делала официального заявления о частичном отступлении от своих международных обязательств по защите прав человека в связи с ситуацией в этом регионе. Хотя выступавшие на слушаниях сообщили, что в последнее время масштабы грубых нарушений прав человека сократились, а государство считает конфликт законченным, Экспертная комиссия глубоко обеспокоена представленными фактами продолжающихся широко распространенных нарушений, в том числе фактами незаконных убийств, пыток, тайных мест содержания под стражей, исчезновений, которые имеют место под лозунгом борьбы с терроризмом. Эта практика нарушает международные нормы прав человека, а также нормы гуманитарного права для конфликтов немеждународного характера. Снова и снова на слушаниях звучали рассказы о безнаказанности виновных в таких нарушениях в Чечне и на Северном Кавказе и о систематическом отсутствии эффективного расследования убийств, пыток, незаконного и тайного содержания под стражей, а во многих случаях активного воспрепятствования расследованию таких инцидентов. Многие подчеркнули необходимость подотчетности всех участников контр-террористических операций за свои действия как путь к восстановлению доверия местного населения к властям и к эффективной борьбе с терроризмом.

Члены Экспертной комиссии также услышали серьезные заявления об отсутствии полного и независимого расследования обстоятельств контр-террористических операций в Беслане и в театре на Дубровке.

В ходе слушаний также был поднят вопрос о серьезных недостатках в обеспечении правосудия, особенно в отношении подозреваемых в терроризме на Северном Кавказе, в том числе принятие судом признательных показаний, полученных под пытками, отсутствие независимости судей в Чеченской Республике и серьезные помехи при попытках воспользоваться услугами адвоката, получить доступ к материалам дела или добиться проведения независимой медицинской экспертизы.

Члены Экспертной комиссии признают важную и трудную роль государства в деле защиты граждан от серьезной угрозы терактов и необходимость создания эффективной правовой базы для противодействия терроризму в РФ. Однако Экспертная комиссия озабочена тем, что недавно принятое законодательство или поправки к законам приводят к подрыву законности и защиты прав человека.

Члены Экспертной комиссии в особенности отмечают отсутствие защиты закона. Они озабочены недостаточным уровнем подотчетности властей за свои действия и случаями воспрепятствования попыткам добиться справедливости в российских и международных судебных органах. Также эксперты обеспокоены негативным воздействием контр-террористических мер на организации гражданского общества и СМИ. Члены Экспертной комиссии считают, что в ситуации повышенной напряженности в обществе из-за угрозы терроризма журналисты и гражданские организации играют особенно важную роль, поскольку обеспечивают независимый контроль в отношении государственной власти. Для обеспечения законности также необходимо, чтобы адвокаты могли свободно представлять интересы людей, жалующихся на нарушение своих прав государством, и чтобы истцы по таким делам не подвергались травле и запугиванию. В этой связи члены Экспертной комиссии особенно озабочены рассказами о преследовании людей, подающих иски в Европейский суд по правам человека, и их адвокатов.

Члены Экспертной комиссии отмечают, что несмотря на помехи в работе неправительственных организаций в РФ существует сильное и активное гражданское общество, приверженное идее защиты прав человека. Экспертная комиссия особо выражает свое сочувствие и поддержку выступившим на слушаниях людям, которые лично пострадали в результате терактов или контр-террористических операций. Экспертная комиссия выражает уверенность, что они не подвергнуться каким бы то ни было преследованиям в результате того, что рассказали свои истории на слушаниях.

Общие сведения об Экспертной комиссии выдающихся юристов

Российские слушания являются частью всемирного исследования анти-террористического законодательства и стратегии и практики его применения, проводимого независимой Экспертной комиссией выдающихся юристов, созданной Международной Комиссией юристов (Женева). Экспертная Комиссия выдающихся юристов включает в себя восемь виднейших судей, юристов и ученых со всего мира. Комиссия осуществляет свою работу независимо при административной и технической поддержке Международной комиссии юристов. Председателем Экспертной комиссии выдающихся юристов стал Артур Часкалсон, первый Президент Конституционного Суда Южной Африки.

Кроме приехавших в Россию Мэри Робинсон, Стефана Трешеля и Хины Джилани в Экспертную комиссию выдающихся юристов входят: Джордж Аби-Сааб из Египта (бывших судья Международных трибуналов по Югославии и по Руанде), Роберт К. Голдман из США (Профессор юриспруденции в Вашингтонском Коллеже права Американского университета, бывший Президент Межамериканской комиссии по правам человека и эксперт ООН по контртерроризму и правам человека), Визит Мунтарбхорн из Тайланд (Профессор юриспруденции в Университете Чулалонгкорн и эксперт ООН по правам человека в Северной Корее) и Рауль Заффарони из Аргентины (судья Верховного Суда Аргентины).

Экспертная Комиссия выдающихся юристов уже провела публичные слушанья в Австралии, Колумбии, Западной Африке (Кения, Танзания, Уганда), Великобритании (по проблемам контртеррористической политике и урокам Белфаста), Северной Африке (Алжир, Морокко и Тунис), США, Латинской Америке (Аргентина, Бразилия, Чиле, Парагвай и Уругвай) и Юго-восточной Азии (Индонезия, Малазия, Филиппины и Тайланд). Экспертная комиссия также планирует проведение слушаний в Южной Азии, Канаде, на Ближнем Востоке и в Евросоюзе.

Russia-counter-terrorism measures-web-2007-rus (полный текст на русском, PDF)

Translate »